Еще раз о довереностях

Все, что связано с дорогами, общением с ГАИ, законодательством и т.д.

Модератор: Moderators

Еще раз о довереностях

Сообщение vx » Пт май 20, 2005 13:08

http://www.abs.by/doverennost.htm

ДОВЕРЕННОСТЬ ЛИШНЕЙ НЕ БЫВАЕТ
Правовой ликбез


--------------------------------------------------------------------------------
Летом 2002 года по телеканалу "СТВ" услышал выступление одного из руководителей Госавтоинспекции МВД РБ областного уровня, который сообщил, что в связи с принятием Закона Республики Беларусь "О дорожном движении" доверенность на транспортное средство отменена. Как юрист я все же надеялся, что со временем правоприменительная практика расставит все на свои места, Госавтоинспекция выработает единое мнение по спорным правовым вопросам и доведет его до сведения автолюбителей. Каково же было мое удивление в декабре прошлого года, когда во время гостехосмотра примерно каждый четвертый из стоявших со мной в одной очереди автомобилистов, добросовестно прошедших до этого инструментальный контроль, все же остались без заветного штампа в сертификате. На правомерный вопрос инспектора "А где ваша доверенность?" однообразно отвечали: "Так доверенность же отменена!" Вот с этого и начинаются разногласия и ни к чему не приводящие прочие споры.

--------------------------------------------------------------------------------

Кто прав, кто виноват, и что делать? Какова реальная ситуация, что говорит действующее законодательство Республики Беларусь, и какие могут быть перспективы в будущем? Обо всем этом читайте в нашем материале.

Действительно, вступивший в силу в августе 2002 года Закон РБ "О дорожном движении" внес противоречие в вопрос о доверенности, поскольку в статье 25 содержал перечень документов, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать работникам ГАИ для проверки. В отличие от действовавших тогда Правил дорожного движения 1996 года, в Законе отсутствовало указание на заверенную в установленном порядке доверенность на право распоряжения или пользования транспортным средством, предусмотренную пунктом 3.1 ПДД. Поскольку, во-первых, Закон обладал большей юридической силой по сравнению с постановлением Кабинета министров, которым в то время были утверждены ПДД, а во-вторых, в самом тексте Закона прямо указано, что до принятия новых ПДД старые применяются лишь в той части, в которой ему не противоречат, работники ГАИ должны руководствоваться требованием Закона. А Закон устанавливает, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать работникам ГАИ для проверки следующие документы:

водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории или временное разрешение;
талон к водительскому удостоверению;
свидетельство о регистрации (технический паспорт) механического транспортного средства;
документ (сертификат) о прохождении государственного технического осмотра;
страховое свидетельство, подтверждающее заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
Впоследствии данный перечень был дословно отражен в пункте 10 ныне действующей редакции Правил дорожного движения.

Таким образом, со дня вступления в силу Закона "О дорожном движении" (9 августа 2002 года) лицу, управляющему автомобилем в отсутствие его собственника, впредь не требуется иметь при себе доверенность на право владения, пользования или распоряжения данным транспортным средством. А работники ГАИ не вправе требовать от водителя предоставлять для проверки такой документ. Но это не означает, что доверенность вовсе не нужна. Чтобы четко понять, какие последствия может иметь такое заблуждение, давайте для начала разберемся с правовой природой доверенности максимально понятным для большинства читателей образом.

Любой автомобиль - это, во-первых, имущество, принадлежащее кому-то на праве собственности или ином вещном праве, во-вторых, источник повышенной опасности и технически сложный механизм, который подлежит обязательной государственной регистрации.

Юридическая категория "право собственности" содержит в себе три классических правомочия: владение, пользование и распоряжение имуществом. Это означает, что собственник автомобиля может им владеть (хранить в гараже или на автостоянке), пользоваться (участвовать в дорожном движении) и распоряжаться (продать, подарить кому-нибудь или, при желании, проверить на соответствие результатам краш-тестов EuroNCAP).

Кроме того, собственник может передать кому-либо одно, два или все из своих правомочий, не ограничивая при этом своего права собственности. Каким образом? Во-первых, можно заключить договор аренды или безвозмездного пользования имуществом. Обязательно в письменной форме, за исключением случаев, когда стоимость предмета договора не превышает 10 базовых величин (255.000 руб.). Во-вторых, собственник может уполномочить кого-либо пользоваться принадлежащим ему имуществом, оформив доверенность. В отличие от России, где доверенность на автомобиль может быть выдана в простой письменной форме, у нас в республике она подлежит обязательному нотариальному удостоверению.

Кстати, если транспортное средство было приобретено супругами после официального заключения брака, и в брачном договоре нет никаких оговорок по этому поводу, то доверенность не нужна, несмотря на то, что в техническом паспорте может быть указаны Ф.И.О. одного из супругов, в то время как владеет и пользуется автомобилем второй. На такое транспортное средство распространяется режим общей совместной собственности супругов, когда право собственности делится пополам.

Возникает интересная ситуация: право собственности принадлежит обоим супругам, но автомобиль зарегистрирован только на одного из них. В нотариальной конторе вы можете получить свидетельство о праве общей совместной собственности на имущество. Но даже сами нотариусы (!) рекомендуют супругам прибегать к классической доверенности, чтобы не вводить представителей Госавтоинспекции (да и не только их) в глубокий ступор, когда вы предъявите вышеуказанное свидетельство. И это еще один факт, подтверждающий, что правовая культура наших граждан и государственных органов очень далека от совершенства.

За нотариальное удостоверение доверенностей в отношении транспортных средств, в том числе в порядке передоверия, взимается государственная пошлина в следующих размерах:

близким родственникам (родителям, детям, супругам, родным братьям и сестрам, внукам, деду, бабке), усыновителям и усыновленным - 1 базовая величина (25.500 руб.);
другим гражданам в Республике Беларусь - 3 б.в. (76.500 руб.);
другим гражданам за пределами Республики Беларусь - 5 б.в. (127.500 руб.)
Теперь вернемся к тому, с чего начали - техосмотру. Перечень документов, которые владелец транспортного средства должен предоставить для прохождения гостехосмотра, содержится в пункте 22 Инструкции о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств. Этот перечень полностью совпадает с установленным Законом "О дорожном движении" и действующими ПДД, за исключением дополнительных трех пунктов:

документа, удостоверяющего личность гражданина;
медицинской справки установленной формы о годности к управлению транспортным средством;
документа, подтверждающего оплату за проведение государственного технического осмотра.
Заметьте, ничего не сказано о необходимости предоставлять доверенность. Тогда на каком же основании ее требуют инспекторы ГАИ? Дело в том, что пункт 2 Инструкции предусматривает, что владельцем транспортного средства является юридическое или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию транспортного средства в силу принадлежащего ему права собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления либо по иным основаниям, предусмотренным законодательством РБ или договором. А поскольку, как мы уже выяснили выше, владельцем автомобиля, пользующимся им от имени собственника, может быть лишь обладатель нотариально удостоверенной доверенности или одна из сторон в соответствующем письменном договоре, то требование предоставить доверенность абсолютно правомерно.

Но здесь наши граждане проявили свойственную им находчивость, а Госавтоинспекция пошла им навстречу. Схема проста, эффективна и при этом, с точки зрения ГАИ, полностью соответствует действующему законодательству. Диагностику автомобиля проходит любой человек, имеющий водительское удостоверение и медицинскую справку, но не имеющий доверенности. А при получении отметки в сертификате появляется собственник, который предъявляет только свой паспорт. Эта ситуация расходится с требованием Инструкции о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, говорящая, что все документы предоставляет его владелец, т.е. лицо, имеющее законные основания на владение, пользование и (или) распоряжение им. Как если бы вы пришли в нотариальную контору продавать соседскую квартиру, взяв соседа с собой, а на резонный вопрос нотариуса: "Подождите, так квартира же не ваша!" парировали бы: "Так вот же владелец рядом стоит". Но, как бы там ни было, информацию о том, что в присутствии собственника доверенность не нужна, мне подтвердили по телефону станции диагностики УГАИ ГУВД Мингорисполкома.

Кстати, эту схему используют и собственники автомобилей, которые по каким-то причинам не смогли или не захотели получить медицинскую справку о годности к управлению транспортным средством.

С техосмотром разобрались. Но есть в жизни автолюбителей еще один аспект - обязательное страхование гражданской ответственности.

В соответствии с пунктом 3 Положения "О порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", объектом обязательного страхования является гражданская ответственность владельцев ТС за вред, причиненный жизни или здоровью физических лиц, их имуществу либо имуществу юридических лиц в результате дорожно-транспортных происшествий.

Еще раз подчеркну - страхуется гражданская ответственность собственника, имя которого отражено в техническом паспорте на транспортное средство, или ответственность лица, которое на законных основаниях владеет и пользуется транспортным средством, за вред, причиненный лично потерпевшему или его имуществу.

В соответствии со статьей 186 Гражданского кодекса РБ, доверенностью признается письменное полномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами.

Владельцами ТС, согласно пункту 2 Положения, признаются юридические и физические лица, являющиеся в соответствии с законодательством собственниками или иными законными владельцами транспортных средств в силу права хозяйственного ведения, оперативного управления, на основании договора аренды, доверенности на управление транспортным средством либо по иному основанию, предусмотренному законодательством или договором.

Пункт 34 Положения определяет, что вред, причиненный потерпевшему, возмещается страховой организацией. В свою очередь, страховщик, согласно абзацу 3 пункта 64 Положения, имеет право предъявлять регрессный иск (т.е. сначала произвести выплату, а потом взыскать всю сумму с третьего лица) в случаях, предусмотренных пунктом 65 Положения. Так вот, одно из оснований предъявления такого иска - отсутствие у лица, причинившего вред, предусмотренных законодательством оснований на право управления транспортным средством. Короче говоря, если вы, находясь за рулем транспортного средства, доверенности на право владения и пользования которым у вас нет, стали участником ДТП и ваша вина была доказана, страховая компания имеет полное право взыскать с вас всю сумму страхового возмещения.

По моим сведениям, ни одного иска пока предъявлено не было, но достаточно создать прецедент, чтобы в суды посыпались сотни регрессных исков.

В то же время, Положение "О порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" не определяет, подлежит ли возмещению вред, причиненный в результате ДТП собственнику транспортного средства, если им управляло лицо, признанное потерпевшим, но не имеющее доверенности на владение и пользование автомобилем. В такой ситуации страховые компании выплачивают возмещение непосредственному собственнику транспортного средства, имя которого указано в техническом паспорте.

Подведем итоги. Из всего вышесказанного вы должны усвоить для себя три основных положения.

Сотрудники ГАИ не уполномочены требовать предъявления доверенности при проверке документов.
Требование предоставить доверенность при прохождении государственного технического осмотра абсолютно правомерно.
Страховая компания может взыскать с вас всю сумму страхового возмещения, если вы были признаны виновником ДТП и при этом не имели доверенности или иных законных оснований на владение и пользование транспортным средством.
И наш вам совет: если вы часто или постоянно садитесь за руль зарегистрированного не на вас автомобиля, попросите собственника оформить вам доверенность. Вы самостоятельно сможете заключать договора со страховыми компаниями, проходить техосмотр, заниматься получением страховых выплат и т.д. Иметь бумажку, подтверждающую ваши права, проще и надежнее, чем кому-то что-то безосновательно доказывать.




Андрей КУЗЬМИНОВ
vx

 

Сообщение vx » Пт май 20, 2005 13:11

В общем всё у нас через ЖОПУ.

Одно другому противоречит. :evil:
vx

 

Сообщение Игорь » Пт май 20, 2005 14:42

В приципе, любой закон можно при желании повернуть в нужную сторону!
ИМХО. Если постоянно ездить на чужом авто, то однозначно проще доверенность выписать
Игорь

 

Сообщение Constantin » Пт май 20, 2005 15:17

Хм... получается, ежель ехал на а/м, но не имеешь доверенности, но рядом сидит владелец; и попал в ДТП (виновник), то могут заставить оплатить :shock: ..... хрень какая :evil:
Constantin

 

Сообщение dkir » Пт май 20, 2005 16:03

Constantin писал(а):Хм... получается, ежель ехал на а/м, но не имеешь доверенности, но рядом сидит владелец; и попал в ДТП (виновник), то могут заставить оплатить :shock: ..... хрень какая :evil:


Не помню как в автогражданке, но вот в КАСКе страховка распространяется на всех лиц, управляющих автомобилем на законных основаниях. Насколько я помню, управление автомобилем в присутствии владельца у нас всегда было законным. В статье же не идет речи об управлении без доверенности в присутствии владельца - а просто об управлении без доверенности - как у нас часто стали делать после отмены обязательного ее предъявления.

Кстати, могу попробовать пригласить автора статьи в форум, может он ответит на наши вопросы.
dkir

 

Сообщение vx » Пт май 20, 2005 16:25

dkir, было бы гут.

Т.к. например в моем случае на машине езжу я и жена, машина преобретена после свадьбы, следовательно это общая собственность!

Следовательно довереность нафиг нада.

Но наше незабвенное государство предлагает нам:
За нотариальное удостоверение доверенностей в отношении транспортных средств, в том числе в порядке передоверия, взимается государственная пошлина в следующих размерах:

близким родственникам (родителям, детям, супругам, родным братьям и сестрам, внукам, деду, бабке), усыновителям и усыновленным - 1 базовая величина (25.500 руб.)


Где логика ?

Далее:


Подведем итоги. Из всего вышесказанного вы должны усвоить для себя три основных положения.

1. Сотрудники ГАИ не уполномочены требовать предъявления доверенности при проверке документов.
2. Требование предоставить доверенность при прохождении государственного технического осмотра абсолютно правомерно.
3. Страховая компания может взыскать с вас всю сумму страхового возмещения, если вы были признаны виновником ДТП и при этом не имели доверенности или иных законных оснований на владение и пользование транспортным средством.


Согласно пункту 3 страховая компания вроде как не должна иметь вопросов в моем случае.

НО:
И наш вам совет: если вы часто или постоянно садитесь за руль зарегистрированного не на вас автомобиля, попросите собственника оформить вам доверенность. Вы самостоятельно сможете заключать договора со страховыми компаниями, проходить техосмотр, заниматься получением страховых выплат и т.д. Иметь бумажку, подтверждающую ваши права, проще и надежнее, чем кому-то что-то безосновательно доказывать.


И что? В итоге мы опять должны выкладывать деньги на довереность???

Бред.

Гондурас в огне...
vx

 

Сообщение dkir » Пт май 20, 2005 16:39

vx

ну что поделать, страна у нас такая. Жене действительно доверенность и не надо - а вот чтобы дедушкиным запорожцем управлять уже надо ...

А совет к тому дан - что если жена (моя тоже без доверенности ездит) - будет что-то еще с машиной делать кроме как с инспекторами ГАИ общаться - лучше бумажку иметь - не везде поймут что-такое "совместная собственность", может правоту свою она и докажет, но это займет дополнительное время и нервы... В принципе, 25000 белок на 3 года не так уж и много

Как в старом анекдоте: "Ведь это наша Родина"...
dkir

 

Сообщение Игорь » Пт май 20, 2005 16:44

Невозможно отучить государство (любое) от оригинальных способов пополнения бюджета!
Здесь копеечка, там,- глядишь, что-то в казне и зазвенело.
Обидно, что страдает всегда "лекторат"
Игорь

 

Сообщение Юра » Вс май 22, 2005 00:36

По поводу требования доверенности при прохождении техосмотра.
1) Иногда бывает, что владелец авто не имеет вод.удост.
2) Я сам часто проходил тех.осмотр на других машинах без доверенности.
3) При аварии если сумма ущерба превышает выплаты по страховке, то иск в суд подается на владельца авто-ля, в независимости есть у вас дов-ть или нет.
Юра

 

Сообщение SergeyW » Вс май 22, 2005 15:57

При техосмотре довереность может заменять живой владелец тс.
С удостоверением личности.
Только так. :shock:
SergeyW

 

Сообщение Юра » Пн май 23, 2005 11:35

SergeyW писал(а):При техосмотре довереность может заменять живой владелец тс.
С удостоверением личности.
Только так. :shock:

Да владельцы присутствовали
Юра

 


Вернуться в Дела дорожные, общение с ГАИ

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 12